пятница, 19 июня 2009 г.

22 июня День памяти и скорби

В ближайший понедельник будет она из грустных дат в нашей истории - 22 июня - День когда фашисткая Германия напала на СССР, другими словами днь когда началась война.
В этот день в Сыктывкаре пройдет траурное шествие по Кировскому парку к месту бывшего причала, откуда солдаты из Коми отправлялись на фронт. Будут показывать фильмы о войне, фильмы о поисковых отрядах, которые ищут останки солдат, будут представлены письма треугольники со стихами солдат из Коми... Вспомни, прийди!
Пользуясь случаем приведу одну историю, я её уже публиковала на одном из блогов, но тем не менее

8 марта ходили в гости к бабушке. Застолье раскололось на составные части, и я с бабушкой и любимым мужем осталась на кухне. Разговор был о разном, а потом я решила спросить о жизни простых людей в годы войны. Сразу скажу, что бабушке на момент начала войны было всего 5 лет. Линия фронта была далеко от Коми. Мужчины все ушли на фронт. В деревне остались лишь женщины и маленькие дети. Вся работа в колхозе легла на женские плечи. Простому юзеру интернета на вряд ли можно представить что это такое6 встать ни свет ни заря и начать косить, собирать сено, пахать, сажать.... тяжелый физический труд, каждодневный. Не было ни выходных ни праздничных дней, каждый день идешь и пашешь как лошадь. И за себя и за того парня. Причем если бы просто мужчины ушли, и всю ту же работу надо было делать женщинам, так ведь нет. В деревне построили большой свинарник, которых раньше деревенские и не видели. В нем выращивали свиней с девизом "Всё для фронта". Даже когда в деревне умирали люди от голода, всех свиней выращенных в нем увозили. Питались в основном картошкой, хлеба не было. Коровы, которые были в селе отчасти были подспорьем. Но каждый владелец коровы обязан был сдавать молоко для фронта. Все что надоили с утра сдавали. Чтобы хоть часть дать детям, молоко пытались разбавлять водой. Но жирность проверяли каждый день при сдаче молоко, и тех у кого было меньше 3,5 наказывали. Молоко собирали утром, и поэтому вечернее молоко оставалось семье, которая держала корову. Бабушка вспоминает, что только по вечерам когда уже темнело они пили молоко. И ни о каком твороге и кефире речь не шла: в семье было пятеро детей, все ведро выпивали залпом. Еды-то не было, одна картошка. Кстати, чтобы была хотя бы картошка, помимо огородов возле домов, колхоз выдавал участки. Пахали лошадью, и прямо при пашне кидали навоз и картошку. Сеяли и пахали гурьбой, сегодня одной семье все помогают, завтра идут на участок другой. Были и определенные разногласия. Бабушка рассказывала, что каждый год, тот кто сеял первым, на расстояние плуга увеличивал свой участок вширь, и поэтому каждый год при посадке была ругань. Чтобы кормить свою семью надо было работать, и я не имею в виду работу днем в колхозе, тот самый тяжелый труд, который я уже описала. Это было для фронта. А для семьи надо было работать ночами. Бабушка рассказывает, что частенько мама вставала ночью (благо на севере ночи белые) и шла в лес, набирала грибы, и чтобы не тратить время на то, чтобы относить домой, оставляла в лесу недалеко от деревни. Утром, рассказывала детям где оставила грибы и те полдня таскали их в бочки, замачивали. Как-то за раз они перетаскали груздей, которых хватило заполнить большую бочку. Они замочили грибы. И почти каждую ночь мать работала, а утром как светало шла работать в колхоз. Её определили в свинарник. В декабре 1941 она родила пятого ребенка. Врачей в деревне не было, она просто наготовила детям еды, протопила печку, оставила их и ушла в баню. У коми кстати было принято рожать в бане. Считалось, что это место где появляется дух. По-крайней мере так трактуют в отделе этнографии Национального музея Коми. Хотя я думаю, что рожать именно в бане - это удобно чисто с практических соображений: там тепло, можно помыться, помыть ребенка. Потом мать пришла в дом. Но видимо при родах не вышла планцета, покольку у неё долго продолжалось кровотечение, она слабела, практически постоянно лежала на печке, её знобило. Видимо шло воспаление. Потом случилось то о чем лично мне рассказывали с раннего детства и чему я слабо верила, хотя сейчас переосмысливая всё, я уже верю, что такое могло быть. Она слабела, уже не вставала, постоянно лежала на печи, дети хозяйничали сами, сами носили дрова, топили. Потом она начала молиться, война, отец на фронте, пятеро детей о которых не кому позаботиться, молилась, молилась и однажды она увидела ангела, который сказал, что она будет здорова. И после этого у неё прекратилось кровотечение. Кого она увидела непонятно, вроде какую-то женщину, святую, но рах это посланник от Бога - значит ангел. После того случая мама пошла на поправку. Разумеется никаких декретных отпусков тогда не было, и уже весной при начале посевных работ в колхозе, мать ушла работать. Ребенок, который не умел даже сидеть, остался на попечении моей бабушке Маши, которой в то время было 6 месяцев. Она сажала его себе на шею и с ним везде ходила. У каждого в доме были свои обязанности. У неё - брат Боря, у старших - дрова, корова, и т.д. Дети с 12 лет работали на равне со взрослыми, но в их семье были только младшие, которые сидели дома. Мама, чтобы как-то их обеспечить работала ночами. Чтобы держать корову, надо было заготавливать сено. Днем 7 дней в неделю работали в кохозе, поэтому всё что для семьи делалось ночами. А ночью в лесу волки. Мама шла косить, с собой брала детей, чтобы они жгли всю ночь костер э дым отпугивал зверей. Если слышали хруст веток начинали колотить в ведра и волки убегали. Они отпугивали, а мать косила. Вот таким вот нечеловеческим трудом давалась жизнь, просто жизнь детей и своя. Те у кого не хватало сил так пахать в первую же зиму съели своих коров, а во вторую военную зиму умирали с голода. Старались и рыбачить. В основном мальчишки. У женщин не было времени, а мальчишки днем на удочку налавливали. Старший брат ловить не мог, и вообще был слабенький, бабушка говорит, что ей младшей девчонке приходилось ещё помогать ему. Как-на накосила мама сено, и надо было переносить через реку по броду, Так 6-летняя девочка (моя бабушка Маша) перенесла и пошла помогать своему старшему брату. Поэтому ловили в основном сетью. Но по описанию это даже не сеть была, что-то нашитое с мешковины. Мама ставила палку, зацепляла один конец сети и ставила там Машу, а сдругим концом сети плыла по кругу (что-то вроде бредня). Не было еды, у Маши был день рожденья, вот и пошли они, попытаться поймать рыбу. Когда мама сделал круг, вся обессиленная вышла и говорит : "Зря мы это затеяли, рыбы нет" и тут что-то зашевелилось в сети, они стали аккуратно вытаскивать на берег и увидели, что поймали щуку. Когда измерили - в ней было 1,5 метра, ели сами, раздали родственникам и соседям, время-то было голодное.Слушаю всё это и думаю, да что этот кризис по сравнению с той жизнью? Для того, чтобы просто выжить надо было работать и днем и ночью, причем физически до истощения. Моя прабабушка, которая и была мамой в этом семействе не только выжила и выкормила детей, она дожила до появления правнучки - то есть меня. Не многие в наше время видят своих правнуков, а она при такой жизни, родив и подняв пятерых детей в годы войны смогла увидеть правнучку. Вот такая вот жизнь была в деревнях коми в годы войны.

Комментариев нет: